Главная » Статьи » Литература » композиции, рецензии
Композиция и проблематика романа "Мастрер и Маргарита"

  Любой человек, вспомнивший о Булгакове, в первую очередь вспоминает о романе "Мастер и Маргарита". Это потому, что он пропитан вечными вопросами о жизни и смерти, о добре и зле, о справедливости и милосердии, о любви и всепрощении.

  Если говорить о структуре романа, то сразу хочется заметить то, что писатель даёт читающему возможность провести параллель между "пилатовскими" и московскими днями. Автор пытается донести, что человеку свойственно ошибаться, но несмотря на это, он должен стремиться к чему-то светлому, что сделает его свободным. Само же понятие свободы Булгаков описал, описав несвободного Понтия и его сильнейшие угрызения совести, от которых никуда нельзя подеваться. Он не высказал ту истину, которая его мучает, побоявшись потерять власть. Даже Воланд, будучи Сатаной, совершая зло против, например, жадного Никанора Ивановича Босого, наказывает его. По сути, Дьявол воспитывает людей. После этого начинаешь думать, кто из них плохой.

   Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сюжетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть - повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Пилат - носитель власти. Этим обусловлена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души, не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, беззаветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью, бедный философ погибает. Однако в душу Пилата Иешуа заронил сомнение и раскаяние, мучившие прокуратора долгие века. Так, идея власти связана в романе с проблемой милосердия и прощения.

   Для понимания этих вопросов важен образ Маргариты и посмертная судьба двух любящих друг друга героев. Для Булгакова милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита громит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвергает предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера.

  В заключении ещё раз хочется отметить, что Михаил Афанасьевич Булгаков создал роман, уникальный своими вечными жизненными вопросами, воспитывающий человека, как личность.



Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00310851370114692439/
Категория: композиции, рецензии | Добавил: G_Ray_Hook (20.03.2014)
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: